Читаю еженедельные посты Патриции Рид по писательскому мастерству (две ее книжки оставили меня равнодушной, но блог очень нравится здравомыслием), и сегодня у нее про внешность персонажа, глазами которого мы смотрим; как известно, заставить такого посмотреть на себя большая проблема.
И читаю первый роман про Хонор Харрингтон; ее первый портрет был от ее собственного лица критический, а второй от лица старпома восхищенный - придраться хочется, но не к чему, оба эти описания нужны для того, чтобы показать не внешность, а разницу между тем, как Хонор себя ощущает и насколько увереннее, холоднее и агрессивнее выглядит со стороны. Но тут через несколько глав, сегодня же, смотрит и восхищается эпизодический персонаж - видимо, на случай, если мы забыли, что она красавица.
А еще сейчас очень дурной тон для персонажей смотреться в зеркало, и Патриция размышляет, кому бы это сошло с рук: разве что вампир мог бы смотреть в пустое стекло и воображать свое отражение. И я подумала, что у большинства мужского населения моей самурайщины, скорее всего, нет этой проблемы - я бы предположила, что у среднестатистического дворянина просто не будет зеркала. У его жены будет обязательно, ей надо выщипывать брови и чернить зубы, там огромные косметические наборы, которые с любовью описывает Мадока Такадоно, и вообще. Но мужчину, скорее всего, причесывает и бреет слуга, а сам он станет ли смотреться в зеркало, если не озабочен внешностью до такой степени, чтобы тоже щипать брови? Если да, это будет яркая черта к портрету. А так в быту отражающих поверхностей мало, оконных стекол нет, в клинках оружия много не разглядишь, возможность посмотреть на себя разве что в чашке - тоже не особо информативный ракурс.