К вечной теме о пользе, вреде и гигиене критики.
На конференции молодая преподавательница рассказывала, как устроила своим младшекурсникам флешмоб: месяц каждый день начитывать в инстаграмме коротенькое видео по-японски. Поскольку видео там уничтожаются через несколько дней (правда, что ли? А остальной контент? Река времен в своем стремленьи уносит все дела людей?), эти первые опыты не будут волочиться за автором, когда он вырастет, а для общего развязывания языка то, что надо.
И упомянула любопытную деталь. Она не комментировала, чтобы не пугать, только писала общие мотивационные посты, но несколько человек захотели разбора ошибок в своих видео и обращались к ней лично. Так вот: те, кто просил и получал разбор, сошли с дистанции раньше. Из тех, кто разбора не получал, большинство продержалось весь месяц.
Откуда мораль.
И ведь, казалось бы, учебная ситуация, все цели проговорены участниками, критика поступает от специалиста по прямому личному запросу в исключительно корректной форме - а вот.
Еще, кстати, студенты ожидаемо боялись троллей, но ни к кому ни одного тролля не пришло.
На конференции молодая преподавательница рассказывала, как устроила своим младшекурсникам флешмоб: месяц каждый день начитывать в инстаграмме коротенькое видео по-японски. Поскольку видео там уничтожаются через несколько дней (правда, что ли? А остальной контент? Река времен в своем стремленьи уносит все дела людей?), эти первые опыты не будут волочиться за автором, когда он вырастет, а для общего развязывания языка то, что надо.
И упомянула любопытную деталь. Она не комментировала, чтобы не пугать, только писала общие мотивационные посты, но несколько человек захотели разбора ошибок в своих видео и обращались к ней лично. Так вот: те, кто просил и получал разбор, сошли с дистанции раньше. Из тех, кто разбора не получал, большинство продержалось весь месяц.
Откуда мораль.
И ведь, казалось бы, учебная ситуация, все цели проговорены участниками, критика поступает от специалиста по прямому личному запросу в исключительно корректной форме - а вот.
Еще, кстати, студенты ожидаемо боялись троллей, но ни к кому ни одного тролля не пришло.
(правда, что ли? А остальной контент? Река времен в своем теченьи уносит все дела людей?)
если запостить видео обычным постом в инстаграмме, то оно останется. А если в так называемые stories, то действительно, пропадет через сколько-то часов.
Еще, кстати, студенты ожидаемо боялись троллей, но ни к кому ни одного тролля не пришло.
я подумала, что для того чтобы троллить за ошибки в японском языке/произношении, надо обладать интеллектом выше, чем у среднестатистического тролля. Но может быть, в инстаграмме праздношатающихся троллей и правда меньше?
И да, точно, stories это и были.
А тролли, наверно, и правда стушевались от невежества.
или это была не причина, а симптом - разбора просили самые острые перфекционисты, для них же и сложность была самой большой
К тому же можно предположить, что и учебного профита от незаконченного, но разобранного по ошибкам флэшмоба они на выходе получили больше. Ну либо что неверно оценили цель задания - если смысл был только в развязывании языка)
Ну т.е. я не то чтобы защищала "критику вообще", боже упаси. Но конкретный пример, по-моему, говорит только о том, что ежедневно напряженно учиться - в смысле, и выполнять задание, и получать его подробную оценку, и как-то ее еще в голове обрабатывать, наверное - это бОльшая нагрузка, чем просто записать видео)
+1 к этой версии
Вспоминается из книги эксперимент на курсах керамики: половине группы поставили цель сделать хотя бы одну работу, но такую, чтобы не стыдно экзаменатору показать, другой сказали, что на пятерку достаточно результатов экспериментов, проб и ошибок на 20 кг. Так вторая часть по итогам вырвалась далеко вперед за счет того, что больше делала, чем думала и планировала.
Кстати, да, я не задумалась, а ты верно говоришь, что работа над ошибками - это серьезная работа, все это понять, запомнить, постараться учесть, они еще и перетрудились. Но я сама злокачественный перфекционист, и когда воображаю себя на месте этих студентов (даже себя нынешнюю, и мне бы, скажем, носитель языка мягко исправлял ошибки), мне кажется, что мотивация тоже повлияла. Надо при разборе очень много, целенаправленно хвалить, чтобы такой ученик не впал в уныние.
Я просто к тому, что это, по-моему, не стоит параллелить со случаями "критики" в хобби - там-то она вообще, по сути, необязательна, а иногда и вредна.
Мне встречалась убедительно и с напором поданная позиция, что "много и плохо" - вообще плохой подход, "ничему не научится, закрепит ошибки[, да еще и обнаглеет]", а надо мало, но вдумчиво. Но тут самоучки в другом положении, чем студенты, студентам-то преподаватели все равно не дадут ни ошибаться, ни наглеть... А тебе как были рисовальные флешмобы по личным ощущениям? Я пару раз начинала и бросала наброски на количество и инктобер один выдержала, на втором сдохла.
А с другой стороны, понятно, что при прочих равных "от специалиста по запросу" пользы будет значительно больше - но ведь никто не обещает при этом, что эта процедура пройдет безболезненно. Социальное животное человек вообще в среднем болезненно чувствительно к любому осуждению, сколь угодно полезному, информативному и высказанному "по запросу".)
А в идеальном мире, наверно, ученик умеет - или преподаватель умеет для него - дозировать полезное-болезненное так, чтобы стресс не перевешивал пользу.
задает определенные не очень выполнимые параметры, да
Именно))
Ну да, в идеальном мире, я думаю, и ученик, и преподаватель изначально воспитаны так, чтобы это для них было нормальной частью рабочего процесса и не вызывало сильных стрессов, неврозов и депрессий)
Они мне очень помогли прокачаться. Но одна я бы слилась, а вот в компании весело это делать.
Очень срубают две невротические реакции: "сделал плохо -- разочаровался в себе" и "сделал хорошо -- страшно повторять опыт" (и это я еще сама вела флэшмоб, так что была избавлена от фактора: "опять в референсах некрасивая хуйня"). Но надо превозмогать. И тут совместное проведение флэшмоба подкидывает мотивации: "все выкладывают, а я че как лох", "а вон у них еще хуже, а че я стесняюсь", "надо выкладывать неудачное, чтоб другие не стеснялись выкладывать неудачное". Но вообще, обычно на чужое смотреть приятно и своим делиться приятно, когда на одну картинку-референс высыпается куча разных "ответов" это очень мило и прикольно выглядит. Плюс бывает много красивого. Кстати, сравнивая свое с чужим, можно понять, что надо исправить в себе.
А вот инктобер я не осилила, там слишком сложные задания (я пыталась рисовать по списку тем, но мое слабое вображение + непривычная техника меня убили). Зато очень интересно смотреть, что другие рисуют.
Мне встречалась убедительно и с напором поданная позиция, что "много и плохо" - вообще плохой подход, "ничему не научится, закрепит ошибки[, да еще и обнаглеет]", а надо мало, но вдумчиво.
У обучения две фазы: когда не знаешь, что с твоими картинами не так (или пребываешь в иллюзии, что все так, учиться не надо), и когда наоборот, про все свои ошибки знаешь, и, как надо, знаешь, а воспроизвести руками не можешь. Вот второе лечится многократным повторением, и вот для этого флэшмобы и нужны. Закрепить нужный навык и просто ввести в свое расписание время на учебные занятия.
Как бы, чтобы вообще выбросить из своей жизни обратную связь даже в формате: "посмотрел на старые работы и понял, какой ужас" -- это еще надо постараться, найти ее (и объяснения, как надо) гораздо легче, чем каждый день заниматься.
старой академгородковской закалкисо странностями. Я сливаюсь из _абсолютно всех_ замуток, где обратной связи либо нет - либо она по определению _только положительная_. При этом не могу сказать, что ямазохисткалюблю критику))) - я люблю так называемую ОСВК (обратная связь высокого качества) - то есть когда говорят либо "что конкретно понравилось _и почему_" либо "что можно улучшить". В последнем случае именно можно - а не" можно было бы" в уже сделанном куске)))Но эта самая ОСВК - это некий навык, из того же ряда, кажется, что смолтолк и ещё несколько коммуникативных штук, которые в русскоязычном пространстве умеют люди либо от природы боги коммуникации - либо которые специально учились на фасилитатора.
А та самая ОСВК, видимо, недостижимая мечта всех нас, раз она включает наряду с ошибками разбор достоинств! Кто же ее не любит, но, как ты правильно говоришь, где же ее просто так дадут.
По идее, деликатность не всем ремесленно-учащимся понравится. Некоторым понравится, чтобы их сразу ругали, желательно крыли почем зря, чтобы скорее натаскать.
• отрицательная оценка решения задачи с заверениями в неослабевающей дружбе
• тонкое различие в дружественности интонации
• тягостная нотация
• языковая агрессия: риторические вопросы, обзывание, эмоциональный шантаж
• пощечина, подзатыльник, дергание за ухо, удар линейкой по ладони
• кнут
Без возможной отрицательной оценки ученик ощутит себя в одиночестве. С другой стороны, ученику неприятно, если отрицательная оценка объявляется до того, как было время найти и исправить что-то самому (или не исправить, а заменить на совершенно другое решение). Пример в посте откладывает оценку на месяцы.
Будущий извозчик желает обучиться как можно быстрее и не стремится к совершенству.