К вечной теме о пользе, вреде и гигиене критики.
На конференции молодая преподавательница рассказывала, как устроила своим младшекурсникам флешмоб: месяц каждый день начитывать в инстаграмме коротенькое видео по-японски. Поскольку видео там уничтожаются через несколько дней (правда, что ли? А остальной контент? Река времен в своем стремленьи уносит все дела людей?), эти первые опыты не будут волочиться за автором, когда он вырастет, а для общего развязывания языка то, что надо.
И упомянула любопытную деталь. Она не комментировала, чтобы не пугать, только писала общие мотивационные посты, но несколько человек захотели разбора ошибок в своих видео и обращались к ней лично. Так вот: те, кто просил и получал разбор, сошли с дистанции раньше. Из тех, кто разбора не получал, большинство продержалось весь месяц.
Откуда мораль.
И ведь, казалось бы, учебная ситуация, все цели проговорены участниками, критика поступает от специалиста по прямому личному запросу в исключительно корректной форме - а вот.

Еще, кстати, студенты ожидаемо боялись троллей, но ни к кому ни одного тролля не пришло.

@темы: ОБВМ

Комментарии
12.03.2020 в 11:59

Превозмогание и пакость!
Вот это нифига себе результат. :tear:
(правда, что ли? А остальной контент? Река времен в своем теченьи уносит все дела людей?)
если запостить видео обычным постом в инстаграмме, то оно останется. А если в так называемые stories, то действительно, пропадет через сколько-то часов.
Еще, кстати, студенты ожидаемо боялись троллей, но ни к кому ни одного тролля не пришло.
я подумала, что для того чтобы троллить за ошибки в японском языке/произношении, надо обладать интеллектом выше, чем у среднестатистического тролля. Но может быть, в инстаграмме праздношатающихся троллей и правда меньше? :hmm:
12.03.2020 в 12:09

SilverSable, или это была не причина, а симптом - разбора просили самые острые перфекционисты, для них же и сложность была самой большой. Но все равно наводит на мысли.
И да, точно, stories это и были.
А тролли, наверно, и правда стушевались от невежества.
12.03.2020 в 12:28

можно, пожалуй, шутки ради что-нибудь сделать от души
Nan_says

или это была не причина, а симптом - разбора просили самые острые перфекционисты, для них же и сложность была самой большой
К тому же можно предположить, что и учебного профита от незаконченного, но разобранного по ошибкам флэшмоба они на выходе получили больше. Ну либо что неверно оценили цель задания - если смысл был только в развязывании языка)

Ну т.е. я не то чтобы защищала "критику вообще", боже упаси. Но конкретный пример, по-моему, говорит только о том, что ежедневно напряженно учиться - в смысле, и выполнять задание, и получать его подробную оценку, и как-то ее еще в голове обрабатывать, наверное - это бОльшая нагрузка, чем просто записать видео)
12.03.2020 в 12:52

Славим жизнь и сеем смерть
Когда делается такой марафон (я делала с набросками), то целью является не наделать чего-то хорошего, а выдержать заданное количество и не слиться. Соответственно, лучше не знать про свои ошибки. :) Когда в целях и "не слиться", и "сделать лучше, чем предыдущий раз" или "сделать не хуже определенного уровня", это оказывается неподъемно. Так что -- только хвалить.
12.03.2020 в 12:55

Nan_says, или это была не причина, а симптом - разбора просили самые острые перфекционисты
+1 к этой версии
Вспоминается из книги эксперимент на курсах керамики: половине группы поставили цель сделать хотя бы одну работу, но такую, чтобы не стыдно экзаменатору показать, другой сказали, что на пятерку достаточно результатов экспериментов, проб и ошибок на 20 кг. Так вторая часть по итогам вырвалась далеко вперед за счет того, что больше делала, чем думала и планировала.
12.03.2020 в 13:05

daana, цель была именно в развязывании языка, так и заявлялась, и свой тег у них был про снос языковых барьеров. Там начальный уровень, той простой грамматике, в которой они ошибались, по-любому научится каждый.
Кстати, да, я не задумалась, а ты верно говоришь, что работа над ошибками - это серьезная работа, все это понять, запомнить, постараться учесть, они еще и перетрудились. Но я сама злокачественный перфекционист, и когда воображаю себя на месте этих студентов (даже себя нынешнюю, и мне бы, скажем, носитель языка мягко исправлял ошибки), мне кажется, что мотивация тоже повлияла. Надо при разборе очень много, целенаправленно хвалить, чтобы такой ученик не впал в уныние.
12.03.2020 в 13:08

Erica vagans, вот это красиво, мне ужасно нравится - тот случай, когда правильно считать творческую продукцию в килограммах!
12.03.2020 в 13:14

можно, пожалуй, шутки ради что-нибудь сделать от души
Nan_says, да нет, понятно, что критика, особенно в таком возрасте, всегда стресс - и от преподавателя, сколь угодно корректная, скорее всего даже больший стресс, чем от случайного тролля в интернете. Но обучение-то без работы над ошибками невозможно, и этот стресс надо просто пережить, а дальше обрабатывать информацию - ну и да, в итоге это требует большего вложения ресурсов, чем просто поболтать на видео.

Я просто к тому, что это, по-моему, не стоит параллелить со случаями "критики" в хобби - там-то она вообще, по сути, необязательна, а иногда и вредна.
12.03.2020 в 13:27

LynxCancer, вот да. Кстати, надо было (надо будет, если еще где-нибудь ее увижу) спросить, улучшилась ли грамотность в качестве побочного эффекта. Самоощущение уверенности в себе улучшилось у чего-то типа 68% всех участников (остальные 30%, видимо, как раз слившиеся).
Мне встречалась убедительно и с напором поданная позиция, что "много и плохо" - вообще плохой подход, "ничему не научится, закрепит ошибки[, да еще и обнаглеет]", а надо мало, но вдумчиво. Но тут самоучки в другом положении, чем студенты, студентам-то преподаватели все равно не дадут ни ошибаться, ни наглеть... А тебе как были рисовальные флешмобы по личным ощущениям? Я пару раз начинала и бросала наброски на количество и инктобер один выдержала, на втором сдохла.
12.03.2020 в 13:30

daana, просто в хобби разговор про критику часто приходит к "только от специалиста по запросу", как если бы это был идеал - а с ним вот тоже не все просто.
12.03.2020 в 13:36

можно, пожалуй, шутки ради что-нибудь сделать от души
Nan_says, ну да, это да. Но, по-моему, в разговорах вокруг хобби это скорее некоторое лукавство, такой эвфемизм для "спасибо, не надо" - вроде как автор и не отказывается от критики совсем, но при этом задает ей определенные параметры. Причем даже если он сам искренне верит в то, что ему это надо и будет полезно, на деле может оказаться совершенно не так)

А с другой стороны, понятно, что при прочих равных "от специалиста по запросу" пользы будет значительно больше - но ведь никто не обещает при этом, что эта процедура пройдет безболезненно. Социальное животное человек вообще в среднем болезненно чувствительно к любому осуждению, сколь угодно полезному, информативному и высказанному "по запросу".)
12.03.2020 в 13:43

daana, задает определенные не очень выполнимые параметры, да :)
А в идеальном мире, наверно, ученик умеет - или преподаватель умеет для него - дозировать полезное-болезненное так, чтобы стресс не перевешивал пользу.
12.03.2020 в 13:45

можно, пожалуй, шутки ради что-нибудь сделать от души
Nan_says

задает определенные не очень выполнимые параметры, да :)
Именно))

Ну да, в идеальном мире, я думаю, и ученик, и преподаватель изначально воспитаны так, чтобы это для них было нормальной частью рабочего процесса и не вызывало сильных стрессов, неврозов и депрессий)
12.03.2020 в 14:13

Славим жизнь и сеем смерть
А тебе как были рисовальные флешмобы по личным ощущениям?

Они мне очень помогли прокачаться. Но одна я бы слилась, а вот в компании весело это делать.

Очень срубают две невротические реакции: "сделал плохо -- разочаровался в себе" и "сделал хорошо -- страшно повторять опыт" (и это я еще сама вела флэшмоб, так что была избавлена от фактора: "опять в референсах некрасивая хуйня"). Но надо превозмогать. И тут совместное проведение флэшмоба подкидывает мотивации: "все выкладывают, а я че как лох", "а вон у них еще хуже, а че я стесняюсь", "надо выкладывать неудачное, чтоб другие не стеснялись выкладывать неудачное". Но вообще, обычно на чужое смотреть приятно и своим делиться приятно, когда на одну картинку-референс высыпается куча разных "ответов" это очень мило и прикольно выглядит. Плюс бывает много красивого. Кстати, сравнивая свое с чужим, можно понять, что надо исправить в себе.

А вот инктобер я не осилила, там слишком сложные задания (я пыталась рисовать по списку тем, но мое слабое вображение + непривычная техника меня убили). Зато очень интересно смотреть, что другие рисуют.

Мне встречалась убедительно и с напором поданная позиция, что "много и плохо" - вообще плохой подход, "ничему не научится, закрепит ошибки[, да еще и обнаглеет]", а надо мало, но вдумчиво.

У обучения две фазы: когда не знаешь, что с твоими картинами не так (или пребываешь в иллюзии, что все так, учиться не надо), и когда наоборот, про все свои ошибки знаешь, и, как надо, знаешь, а воспроизвести руками не можешь. Вот второе лечится многократным повторением, и вот для этого флэшмобы и нужны. Закрепить нужный навык и просто ввести в свое расписание время на учебные занятия.

Как бы, чтобы вообще выбросить из своей жизни обратную связь даже в формате: "посмотрел на старые работы и понял, какой ужас" -- это еще надо постараться, найти ее (и объяснения, как надо) гораздо легче, чем каждый день заниматься.
12.03.2020 в 14:24

Славим жизнь и сеем смерть
Когда я ходила на пленэр, я говорила себе: "Ну давай, просто выползи из дома, ничего не забыв и не шугаясь прохожих". "Ну давай, просто дойди до места и разведай, какие там есть подходящие виды для рисования". Какое уж там качество рисования! Однако, в итоге у меня образовывалось хоть по одному приличному этюду на поход. (иногда ни одного, но реже, чем казалось бы :))
12.03.2020 в 15:57

LynxCancer, ясно; да, в группе должно быть веселее. А много откликов на один референс - еще и поучительно, потому что можно оценить, кто где срезает углы, как стилизует, у кого ничего общего с референсом, зато красиво. Эх, надо будет поискать такой марафон. А твои пленерные этюды мне безумно нравятся, и я никогда бы не подумала, что они тоже давались с боем.
12.03.2020 в 16:12

Славим жизнь и сеем смерть
Я знаю вот такое сообщество vk.com/sketchbook_world там раз в два дня проводят скетч-баттлы. Одно фото, тридцать минут на рисование... Но это именно баттлы, то есть, оценивание имеет место, не сэйфспэйс. И комменты к работам редко пишут, чувствуешь себя маленьким и затерянным на этом празднике жизни. Но посмотреть, как люди рисуют, очень интересно (да и вообще паблик интересный)
12.03.2020 в 18:18

LynxCancer, спасибо, присмотрюсь к ним!
13.03.2020 в 07:42

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
одна я, видимо, старой академгородковской закалки со странностями. Я сливаюсь из _абсолютно всех_ замуток, где обратной связи либо нет - либо она по определению _только положительная_. При этом не могу сказать, что я мазохистка люблю критику))) - я люблю так называемую ОСВК (обратная связь высокого качества) - то есть когда говорят либо "что конкретно понравилось _и почему_" либо "что можно улучшить". В последнем случае именно можно - а не" можно было бы" в уже сделанном куске)))
Но эта самая ОСВК - это некий навык, из того же ряда, кажется, что смолтолк и ещё несколько коммуникативных штук, которые в русскоязычном пространстве умеют люди либо от природы боги коммуникации - либо которые специально учились на фасилитатора.
13.03.2020 в 09:54

_ЛАЙТ_, если обратной связи совсем нет, по-моему, почти каждый сольется. Если только положительная, это ее, конечно, несколько обесценивает - но если только перечень ошибок, неужели не деморализует?
А та самая ОСВК, видимо, недостижимая мечта всех нас, раз она включает наряду с ошибками разбор достоинств! Кто же ее не любит, но, как ты правильно говоришь, где же ее просто так дадут.
13.03.2020 в 10:56

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Nan_says, Не, если _только_ критика, да ещё в виде перечня ошибок, то, конечно, демотивирует. Но в языковой ситуации - там легче, как мне кажется, потому что "вот это неверно" обычно непосредственно соседствует с "а правильно будет так-то".
13.03.2020 в 16:44

по принципу литературного кружка, призванного выращивать молодые дарования, юные таланты и свежих поэтов.
По идее, деликатность не всем ремесленно-учащимся понравится. Некоторым понравится, чтобы их сразу ругали, желательно крыли почем зря, чтобы скорее натаскать.
13.03.2020 в 17:08

v_phi, ох, долго объяснять, почему этот стиль, как правило, не личная склонность, а симптом проблемы. Скажем так, у этих учащихся повышен риск вырасти в учителей-террористов, которые любят издеваться над слабыми - кто жесток к себе, тот при случае будет жесток к другому; а лечится эта штука, к сожалению, трудно (знаю по себе).
14.03.2020 в 11:11

я бы сказал, все-таки разные среды. Будущие леди и джентльмены учатся понимать тонкое обращение, а будущие извозчики перенимают способность навязывать волю лошади и другим извозчикам.
15.03.2020 в 08:22

v_phi, по твоим наблюдениям уже успела у нас где-то отрасти среда, в которой будущие леди и джентльмены ни дома, ни в учении ни от кого не получают (метафорического) кнута? Счастливые дети. В моей жизни самый яркий извозчик, кстати, преподавал в изостудии.
15.03.2020 в 08:53

Предлагаю шкалу (метафорических) кнутов:
• отрицательная оценка решения задачи с заверениями в неослабевающей дружбе
• тонкое различие в дружественности интонации
• тягостная нотация
• языковая агрессия: риторические вопросы, обзывание, эмоциональный шантаж
• пощечина, подзатыльник, дергание за ухо, удар линейкой по ладони
• кнут

Без возможной отрицательной оценки ученик ощутит себя в одиночестве. С другой стороны, ученику неприятно, если отрицательная оценка объявляется до того, как было время найти и исправить что-то самому (или не исправить, а заменить на совершенно другое решение). Пример в посте откладывает оценку на месяцы.

Будущий извозчик желает обучиться как можно быстрее и не стремится к совершенству.