Про красивых мужчин (оригинал здесь):
читать дальше
Все персонажи «Жар-птицы 2772» отчетливо делятся на красивых и гротескных. Красивых мужчин всего трое: главный герой, на которого даже дают полюбоваться без рубашки; Рокк в роли его противника; и Блек Джек в роли коменданта лагеря. По странному совпадению (или не совпадению) Рокк и Блек Джек известны как главные герои самостоятельных произведений. Если воспользоваться метафорой игрового кино, это знаменитости, приглашенные в картину с расчетом заполучить их поклонников в ряды зрителей. И случайно или не случайно с обоими связаны провалы в сюжетной логике.
Насколько можно понять по официальным материалам, Блек Джек задуман как стоическая суровая фигура, воплощенное чувство долга. Но как он себя ведет?
Претензий две. Во-первых, кулачный поединок, после которого он позволяет Годо угнать корабль: «Проверим, на что ты годишься. Одолеешь меня – отпущу». Вообще-то и корабль, и заключенный доверены Джеку не для того, чтобы распоряжаться ими подобным образом. Притворившись, что нокаутирован, Джек не снимает с себя ответственность за побег – сам факт поединка независимо от исхода (а тем более с таким исходом) должен был бы стоить ему карьеры.
Тем не менее в следующий раз мы видим Джека не за рулем экскаватора, как логично было бы ожидать, а на прежнем посту начальника лагеря. Тектоническая катастрофа – суровый экзамен для его способностей руководителя, и этот экзамен он проваливает. «Комендант приказал всех отпустить» – объясняет Бун, наблюдая с вышки беспорядочно мечущиеся толпы заключенных. Иначе говоря, вместо эвакуации Джек устроил панику.
Может быть, он уверен, что нечего и пытаться спасать людей, все находящиеся на Земле в любом случае погибнут? Но из последнего разговора с Годо выясняется, что эвакуировать хотя бы некоторых была возможность – на орбиту, в лагере есть космические корабли, целых десять. Невероятно, но Джек, который давно предвидел самое худшее развитие событий, не только не продумал меры на случай катастрофы, но вообще не вспомнил о кораблях, пока его не спросил о них Годо!
Больше всего эта забывчивость похожа на временное помрачение рассудка. С художественными персонажами это случается, когда автор заставляет их действовать как удобно для него, а не как логично для них.
Для поединка этой точки зрения напрашивается объяснение через зрелищность: длинная, даже несколько затянутая сцена драки была для Тэдзуки поводом продемонстрировать мастерство анимации (кажется, в ней использовался ротоскоп – устройство, позволяющее обводить кадры натурной съемки).
Для паники в лагере намек на ответ можно извлечь из эпизода, который рассказывает в некрологе Тэдзуки известный режиссер Хаяо Миядзаки. На вопрос коллеги, зачем погибает подруга главного героя, Тэдзука якобы ответил: «Так чувствительнее». Так же и здесь: чем масштабнее катастрофа, тем она эффектнее, и Джек вынужден увеличивать количество разрушений и жертв, включая собственную гибель (из принципа остается в разрушающемся здании).
Рокк, начальник Годо и Джека, автор великой стройки, склонен в споре срываться на крик; такое поведение типично для некомпетентного руководителя, который чувствует свою неправоту и старается замаскировать ее манерой поведения.
Повод для скандала оба раза сомнительный. Годо хочет взять с собой в космос Ольгу – ну и что, разве робот на борту может помешать успеху экспедиции? Джек не выполняет план и пугает глобальной катастрофой – но катастрофу надо предвидеть и самому, а если исполнитель не справляется со своими обязанностями, давно пора отправить его на трактор и заменить кем-нибудь более подходящим.
Можно снова предположить авторское вмешательство, только на сей раз оно происходит не ради спецэффектов или вышибания слезы, а для экспозиции. Обе истерики дают повод для того, чтобы сообщить зрителям важную для сюжета информацию. Спор с Годо переходит в рассказ о стройке и о лагере – причем вместе с фактами мы получаем представление о том, насколько ужасно туда попасть; одного доклада на заседании Сената было бы недостаточно. Что касается перебранки с Джеком, она вводит зрителей в курс событий, чтобы мы видели, насколько ухудшилось состояние планеты за время отсутствия Годо.
Итак, для Рокка скандал – способ развития сюжета, и ради этого он вынужден предстать истеричным неудачником. Ему не повезло почти так же, как Джеку: судя по официальным материалам, Рокк задумывался как успешный карьерист.
В игровом кино режиссер (в идеале) приглашает актеров, известных или не очень, прежде всего ради них самих и дает каждому сыграть именно то, в чем тот хорош. Но в анимации актер на всех ролях один: автор, есть только сцены, в которых тот или другой персонаж будет хорошо смотреться внешне.
Джек и Рокк не единственные знаменитости в фильме. Самостоятельно известны в других произведениях Тэдзуки еще по меньшей мере трое: Сарута, Бан и Бун. Поучительно сравнить их с красавцами. Все это комики, поэтому для того, чтобы оправдать ожидания поклонников, им достаточно быть в кадре и действовать в своей характерной гротескной манере.
Красавцы требуют красивых сцен, эмоционального накала, например, так любимых Тэдзукой сцен красивой смерти. Но когда сюжет начинает подстраиваться под требования такого рода, героям это не идет на пользу – они легко могут превратиться в авторские марионетки без внутренней логики в поступках. А при этом им становится трудно сопереживать, и эффект от красивых сцен сводится на нет.
Таким образом, можно сказать, что изобретенная Тэдзукой звездная система, где в разных произведениях зрители встречают одних и тех же знакомых персонажей, в «Жар-птице 2772» отчасти сыграла против него.
читать дальше
Все персонажи «Жар-птицы 2772» отчетливо делятся на красивых и гротескных. Красивых мужчин всего трое: главный герой, на которого даже дают полюбоваться без рубашки; Рокк в роли его противника; и Блек Джек в роли коменданта лагеря. По странному совпадению (или не совпадению) Рокк и Блек Джек известны как главные герои самостоятельных произведений. Если воспользоваться метафорой игрового кино, это знаменитости, приглашенные в картину с расчетом заполучить их поклонников в ряды зрителей. И случайно или не случайно с обоими связаны провалы в сюжетной логике.
Блек Джек: безответственность
Насколько можно понять по официальным материалам, Блек Джек задуман как стоическая суровая фигура, воплощенное чувство долга. Но как он себя ведет?
Претензий две. Во-первых, кулачный поединок, после которого он позволяет Годо угнать корабль: «Проверим, на что ты годишься. Одолеешь меня – отпущу». Вообще-то и корабль, и заключенный доверены Джеку не для того, чтобы распоряжаться ими подобным образом. Притворившись, что нокаутирован, Джек не снимает с себя ответственность за побег – сам факт поединка независимо от исхода (а тем более с таким исходом) должен был бы стоить ему карьеры.
Тем не менее в следующий раз мы видим Джека не за рулем экскаватора, как логично было бы ожидать, а на прежнем посту начальника лагеря. Тектоническая катастрофа – суровый экзамен для его способностей руководителя, и этот экзамен он проваливает. «Комендант приказал всех отпустить» – объясняет Бун, наблюдая с вышки беспорядочно мечущиеся толпы заключенных. Иначе говоря, вместо эвакуации Джек устроил панику.
Может быть, он уверен, что нечего и пытаться спасать людей, все находящиеся на Земле в любом случае погибнут? Но из последнего разговора с Годо выясняется, что эвакуировать хотя бы некоторых была возможность – на орбиту, в лагере есть космические корабли, целых десять. Невероятно, но Джек, который давно предвидел самое худшее развитие событий, не только не продумал меры на случай катастрофы, но вообще не вспомнил о кораблях, пока его не спросил о них Годо!
Больше всего эта забывчивость похожа на временное помрачение рассудка. С художественными персонажами это случается, когда автор заставляет их действовать как удобно для него, а не как логично для них.
Для поединка этой точки зрения напрашивается объяснение через зрелищность: длинная, даже несколько затянутая сцена драки была для Тэдзуки поводом продемонстрировать мастерство анимации (кажется, в ней использовался ротоскоп – устройство, позволяющее обводить кадры натурной съемки).
Для паники в лагере намек на ответ можно извлечь из эпизода, который рассказывает в некрологе Тэдзуки известный режиссер Хаяо Миядзаки. На вопрос коллеги, зачем погибает подруга главного героя, Тэдзука якобы ответил: «Так чувствительнее». Так же и здесь: чем масштабнее катастрофа, тем она эффектнее, и Джек вынужден увеличивать количество разрушений и жертв, включая собственную гибель (из принципа остается в разрушающемся здании).
Рокк: некомпетентность
Рокк, начальник Годо и Джека, автор великой стройки, склонен в споре срываться на крик; такое поведение типично для некомпетентного руководителя, который чувствует свою неправоту и старается замаскировать ее манерой поведения.
Повод для скандала оба раза сомнительный. Годо хочет взять с собой в космос Ольгу – ну и что, разве робот на борту может помешать успеху экспедиции? Джек не выполняет план и пугает глобальной катастрофой – но катастрофу надо предвидеть и самому, а если исполнитель не справляется со своими обязанностями, давно пора отправить его на трактор и заменить кем-нибудь более подходящим.
Можно снова предположить авторское вмешательство, только на сей раз оно происходит не ради спецэффектов или вышибания слезы, а для экспозиции. Обе истерики дают повод для того, чтобы сообщить зрителям важную для сюжета информацию. Спор с Годо переходит в рассказ о стройке и о лагере – причем вместе с фактами мы получаем представление о том, насколько ужасно туда попасть; одного доклада на заседании Сената было бы недостаточно. Что касается перебранки с Джеком, она вводит зрителей в курс событий, чтобы мы видели, насколько ухудшилось состояние планеты за время отсутствия Годо.
Итак, для Рокка скандал – способ развития сюжета, и ради этого он вынужден предстать истеричным неудачником. Ему не повезло почти так же, как Джеку: судя по официальным материалам, Рокк задумывался как успешный карьерист.
Звезды и звезды
В игровом кино режиссер (в идеале) приглашает актеров, известных или не очень, прежде всего ради них самих и дает каждому сыграть именно то, в чем тот хорош. Но в анимации актер на всех ролях один: автор, есть только сцены, в которых тот или другой персонаж будет хорошо смотреться внешне.
Джек и Рокк не единственные знаменитости в фильме. Самостоятельно известны в других произведениях Тэдзуки еще по меньшей мере трое: Сарута, Бан и Бун. Поучительно сравнить их с красавцами. Все это комики, поэтому для того, чтобы оправдать ожидания поклонников, им достаточно быть в кадре и действовать в своей характерной гротескной манере.
Красавцы требуют красивых сцен, эмоционального накала, например, так любимых Тэдзукой сцен красивой смерти. Но когда сюжет начинает подстраиваться под требования такого рода, героям это не идет на пользу – они легко могут превратиться в авторские марионетки без внутренней логики в поступках. А при этом им становится трудно сопереживать, и эффект от красивых сцен сводится на нет.
Таким образом, можно сказать, что изобретенная Тэдзукой звездная система, где в разных произведениях зрители встречают одних и тех же знакомых персонажей, в «Жар-птице 2772» отчасти сыграла против него.
@темы: 2772
Вообще-то, мне казалось, что он специально подстроил побег Годо. То ли Сарута его уговорил, то ли он сам по собственной инициативе свел Годо с Сарутой. А тут еще обсуждалась версия, что и Рок был к этому плану причастен. Так что у меня по этой части нареканий нет.
Красавцы требуют красивых сцен, эмоционального накала, например, так любимых Тэдзукой сцен красивой смерти.
Гы-гы, Тэдзука тоже любит красивую смерть?
Разумеется, специально. Но кто же так подстраивает побеги! Например, можно было сказать, что на всю компанию (может, даже вместе с кораблем) обвалилась скала. Можно было выключить роботов-охранников и сказать, что скала свалилась на пульт радиоуправления. А переться в ангар самому и драться с заключенным, чтобы тот победил и убежал - очень странный метод.
Разве что Джеку просто хотелось подраться для развлечения, а начальству он сказал что-нибудь из вышеперечисленного.
Для аниме восьмидесятых годов зашибительно продуманный план побега. Крепость Изерлон брали куда более дурацким способом. Про мацумотовщину я вообще молчу.
Разве что Джеку просто самому хотелось подраться для развлечения, а начальству он сказал что-нибудь из вышеперечисленного.
Наверное. Потом, ему наверное действительно хотелось проверить, не струсит ли Годо.
О! Герой, умеющий правильно делать ошибки -- это большое достижение для автора. Потому что за этими ошибками на самом деле стоит железная логика -- логика характера. А вот когда они появляются оттого, что автору было лень подумать... Но в "Жар-Птице" такие хоть и есть, но не сильно царапают взгляд.
Прекрасная формулировка, надо запомнить!
Во-во. С эвакуацией - да, некомпетентность, а вот тут прямая измена. Так что даже экскаватор ему по уму не светил бы.
Например, можно было сказать, что на всю компанию (может, даже вместе с кораблем) обвалилась скала.
Да по уму и это не катит - обломки корабля на списание представить бы пришлось, и останки зеков бы искали для опознания. Детский сад однако.
а начальству он сказал что-нибудь из вышеперечисленного.
Что ещё раз говорит что их общество - жалкая и несчастная пародия на тоталитарный режим. Спецслужб как бы нет, ага.
Но вообще да, и про советских начальников похоже. А может быть, на момент конца фильма Рокк уже и близок к тому, чтобы его взяли за жабры, просто Земля раньше развалилась. Но что общество у них неэффективное, факт.
Обобщать не будем, я вполне конкретный их слой назвал. В ту же эпоху ещё такие эффективные менеджеры(С), как Кошкин например были (это создатель танка Т-34 если что).
А так да, ИМХО у них такая очень жалкая пародия на крутой тоталитарный режим довоенного образца, но по сути - модель современной демократической... Одной большой страны.
Чтобы не предъявлять обломки, можно сказать, что в трещину провалился и в лаве утонул...
Но спецслужб у них опять-таки нет и одному-единственному чинуше надо верить на слово.
Есть у меня один знакомый, майор, ветеран Чечни. "ОНЕМЕ" терпеть не может, но тут чего-то заинтересовался и про 2772 со мной побазарил. Услышав про судьбу Годо, профориентированного с детства, тихо сказал:
-ИДИОТЫ...
И сделал фейспалм:-).
Мне вот тут в плане Блек Джека что подумалось. Он совершенно убогий начальник, честный и великодушный, но непрофессиональный. Вопрос - откуда он такой?
Би-Джей спокойно размазывает по стенке кадрового космонавта Годо, чтобы его победить, последнему приходится укусить его за ногу (гы, одного персонажа из реальной жизни напоминает), да и то оказывается, что Джек подставился нарочно, т.к. сочувствовал беглецам. Есть мнение, что он в крутые начальники выслужился из простых тюремщиков, возможно спецназа ихней СИН. Это тоже не особенно логично (эта машина смерти вряд ли села бы на административно-руководящую должность, максимум росла бы по командной лестнице в спецназе; да и заговор такой человек вряд ли заготовит, это мега-надёжный защитник правящего режима), но с логикой у Тедзуки и без Джека проблем хватает, а объяснение его навыкам рукопашного боя, жестокости и недалёкости у руля появляется.
И да, он как я понял таки начальник, а не комендант лагеря. Это совсем грустно. На коменданта он бы ещё хоть как-то потянул.
В итоге вызывается спецназ СИН под командованием Блек Джека. Он выпиливает уродов, освобождает заложников и всё гут.
При этом Джек получает тяжёлое ранение, его чудом спасают лучшие хирурги Метрополиса, он подлежит списанию на гражданку, но выпрыгнуть из сапог не может.\
*Ситуация реальная, фантастическая только высокая должность, которая ему достанется*
Взбешённый Рокк так озверел, что снял начальника ИслОсобЛаГа, а на его место поставил калесчного Джека, чтобы он типа дальше служил.
Повторюсь - градус идиотизма эквивалентен первоисточнику:-).
У меня еще личный фанон, что Джек - третий брат (Рокка и Годо), тогда ему в занятии высокой должности помогает еще и это родство