Про Ольгу по Фрейду (оригинал здесь):
читать дальше
По собственным словам Тэдзуки, фильм рассказывает об Ольге: о том, как Жар-птица исполнила ее желание стать человеком. «Так сказать, Пиноккио», – говорит Тэдзука. Сюжет классический и не чуждый его историям о роботах. Сложность в одном: именно этот элемент в фильме найти почти невозможно.
На корабле, после эпизода с кислотой, Ольга убеждает Годо, что не отличается от живых девушек, и говорит, что специально научилась человеческим чувствам, чтобы завоевать его симпатию. Действительно, в одном из ранних разговоров Ольга не понимает, что значит «красиво» – а через пару эпизодов уже демонстрирует одну из самых запоминающихся сцен в фильме, слезы ревности. Развитие есть. Нет роли самой Ольги в этом развитии, не показано, как она прилагает усилия, чтобы изменять себя. Может быть, стоило найти место для эпизода (присутствующего лишь в раскадровках), где она пытается красить губы, глядя на картинку из модного журнала.
Нет и подтверждения словам Тэдзуки, что Жар-птица откликнулась на просьбу Ольги: мы видим только просьбу Годо. Ольга и Жар-птица – пара персонажей, между которыми нет ни одного диалога. Интересно, что Ольга также ни разу не говорит о Жар-птице с Годо. Получается, что для нее в центре мира он сам, но не его стремления и цели.
Эта ограниченность Ольги не осталась незамеченной. В одном из интервью Тэдзука рассказывает, как после американской премьеры одна из зрительниц возмущалась образом покорной влюбленной женщины-робота. Действительно, женщина-вещь, весь смысл жизни которой состоит в том, чтобы опекать сначала ребенка, затем мужчину.
Парадокс в том, что с точки зрения внутренней логики фильма американка не имела никаких оснований возмущаться, и именно потому, что Ольга – робот. В первую очередь, помимо чувств, самосознания и прочих приобретенных свойств, Ольга – механическая нянька, построенная и запрограммированная именно для того, чтобы о ком-то заботиться. Другого смысла жизни у нее просто не может быть (или это была бы другая история).
В сюжетном смысле слабое место Ольги в другом: половина ее физических способностей лишние. Няньке живущего взаперти ребенка незачем уметь превращаться в машину, катер и самолет, поскольку летать, ездить и плавать со своим воспитанником ей негде. Простейшее объяснение этих лишних способностей – что Тэдзука хотел, во-первых, показать сцены превращения (которые действительно очень забавны), во-вторых, повысить общую зрелищность полетов, погонь и прочих сцен с участием Ольги.
Но в разговоре с коллегой мне пришло в голову и еще одно соображение. Не является ли мать с точки зрения младенца всемогущей? Не поднимает ли она его в небо, когда берет на руки? В некотором смысле сверхчеловеческие возможности Ольги это метафора отношения к ней малыша Годо, для которого все, что она делает, чудо: и полеты, и превращения, и неожиданно извлекаемые из-под поварского колпака лакомства.
То же и с внешностью. Неудобные высокие каблуки, непрактичные волосы ниже пояса. Корпус, в котором некоторые зрители умеют выискать намеки на садомазохистскую сбрую. И неважно, что по логике вещей мальчика должен был бы воспитывать в суровом военном духе робот-дядька, смотреть на железный вариант Волкана было бы далеко не так приятно.
По словам самого Тэдзуки, внешность Ольги – приманка для мужской части аудитории, длинноногая блондинка с потрясающими формами. Можно снова взглянуть и под немного другим углом: приписать матери черты идеальной красавицы значит признаться в любви к ней, объявить ее идеалом женщины.
По официальной версии Годо именно ольгиному воспитанию обязан своим богатым внутренним миром, отзывчивостью, чуткостью и простодушным благородством. Известно, что Тэдзука вырос под сильным женским влиянием, нежный мальчик, любивший общество матери. Формирование характера Годо можно поэтому считать в чем-то автобиографичным.
В одном из томов графического цикла, «Жар-птица. Космос», герой и героиня часть сюжета проводят как влюбленные, а часть – как мать и дитя. Отличие от «Жар-птицы 2772» в том, что Ольга воспитывает Годо с детства, а там влюбленная женщина, Нана, заменяет герою мать, когда он волей высших сил оказывается превращен в младенца. Чтобы лучше о нем заботиться, в итоге она даже теряет человеческий облик и превращается в инопланетную форму жизни). Нана становится из женщины матерью, Ольга делает то же в финале, но сначала из матери становится женщиной.
Дальше я высказываю соображения, которые могут кому-то показаться неуместными и кощунственными; романтикам лучше их не читать.
Итак, у Годо ярко выражено влечение к матери, одна из составляющих эдипова комплекса. Зависимость его от Ольги, не слабеющая с возрастом, совершенно очевидна, а характер влечения становится ясен из их отношений на Зеленой планете. Но и до этого, в середине фильма, дважды происходит невозможное – мать сама предлагает себя сыну в качестве любовницы (разговор после того, как Годо приснился кошмар: «Ольга тебя любит, все для тебя сделает. Этого мало?» и упомянутые выше слова после эпизода с кислотой: «Ольга такая же, как живые девушки»).
Но чувства к матери не зря запретны, она божество, неприкосновенная святыня. Эта сторона образа воплощена в Жар-птице, и мне кажется, что именно поэтому Ольга с ней не взаимодействует. В некотором символическом смысле это не два персонажа, а один, одна и та же функция в разных масштабах: Жар-птица – богиня-мать Вселенной, Ольга – мать Годо в бытовом и духовном плане.
Птица тоже соблазняет героя, на планете кратеров она принимает облик обольстительной женщины, однако стоит Годо к ней приблизиться, как на него обрушивается божественная кара. Причем вместо женской ипостаси Жар-птицы корабль преследует разъяренная мужская. Мне не кажется большой натяжкой предположить, что посягательство на Мать вызвало, вполне по Фрейду, гнев Отца. Конфликт с Отцом, понимаемым метафорически как авторитет, можно в более мягкой форме видеть в ранних сценах, где Годо защищает Ольгу, вступая в спор с представителями власти – с Волканом, а затем с Рокком.
В космической битве с Отцом герой так же бесстрашен, но силы еще более неравны. Святотатство заканчивается поражением и смертью не только его спутников, но, как можно видеть из дальнейшего, и самого Годо. Дело в том, что оказавшись на Зеленой планете, в потустороннем мире (где его не зря встречают умершие зверюшки), он выходит за пределы действия всех запретов и может наконец вступить с Ольгой-Птицей-Матерью в физическую связь.
И совершенно логично, что в финале фильма, на Земле, когда они оба перерождаются и возвращаются в мир живых, табу на кровосмешение опять вступает в силу. Вот почему Годо в итоге получает Ольгу не в любовницы, а снова в матери.
читать дальше
Лже-Пиноккио
По собственным словам Тэдзуки, фильм рассказывает об Ольге: о том, как Жар-птица исполнила ее желание стать человеком. «Так сказать, Пиноккио», – говорит Тэдзука. Сюжет классический и не чуждый его историям о роботах. Сложность в одном: именно этот элемент в фильме найти почти невозможно.
На корабле, после эпизода с кислотой, Ольга убеждает Годо, что не отличается от живых девушек, и говорит, что специально научилась человеческим чувствам, чтобы завоевать его симпатию. Действительно, в одном из ранних разговоров Ольга не понимает, что значит «красиво» – а через пару эпизодов уже демонстрирует одну из самых запоминающихся сцен в фильме, слезы ревности. Развитие есть. Нет роли самой Ольги в этом развитии, не показано, как она прилагает усилия, чтобы изменять себя. Может быть, стоило найти место для эпизода (присутствующего лишь в раскадровках), где она пытается красить губы, глядя на картинку из модного журнала.
Нет и подтверждения словам Тэдзуки, что Жар-птица откликнулась на просьбу Ольги: мы видим только просьбу Годо. Ольга и Жар-птица – пара персонажей, между которыми нет ни одного диалога. Интересно, что Ольга также ни разу не говорит о Жар-птице с Годо. Получается, что для нее в центре мира он сам, но не его стремления и цели.
Эта ограниченность Ольги не осталась незамеченной. В одном из интервью Тэдзука рассказывает, как после американской премьеры одна из зрительниц возмущалась образом покорной влюбленной женщины-робота. Действительно, женщина-вещь, весь смысл жизни которой состоит в том, чтобы опекать сначала ребенка, затем мужчину.
Парадокс в том, что с точки зрения внутренней логики фильма американка не имела никаких оснований возмущаться, и именно потому, что Ольга – робот. В первую очередь, помимо чувств, самосознания и прочих приобретенных свойств, Ольга – механическая нянька, построенная и запрограммированная именно для того, чтобы о ком-то заботиться. Другого смысла жизни у нее просто не может быть (или это была бы другая история).
Богиня-мать
В сюжетном смысле слабое место Ольги в другом: половина ее физических способностей лишние. Няньке живущего взаперти ребенка незачем уметь превращаться в машину, катер и самолет, поскольку летать, ездить и плавать со своим воспитанником ей негде. Простейшее объяснение этих лишних способностей – что Тэдзука хотел, во-первых, показать сцены превращения (которые действительно очень забавны), во-вторых, повысить общую зрелищность полетов, погонь и прочих сцен с участием Ольги.
Но в разговоре с коллегой мне пришло в голову и еще одно соображение. Не является ли мать с точки зрения младенца всемогущей? Не поднимает ли она его в небо, когда берет на руки? В некотором смысле сверхчеловеческие возможности Ольги это метафора отношения к ней малыша Годо, для которого все, что она делает, чудо: и полеты, и превращения, и неожиданно извлекаемые из-под поварского колпака лакомства.
То же и с внешностью. Неудобные высокие каблуки, непрактичные волосы ниже пояса. Корпус, в котором некоторые зрители умеют выискать намеки на садомазохистскую сбрую. И неважно, что по логике вещей мальчика должен был бы воспитывать в суровом военном духе робот-дядька, смотреть на железный вариант Волкана было бы далеко не так приятно.
По словам самого Тэдзуки, внешность Ольги – приманка для мужской части аудитории, длинноногая блондинка с потрясающими формами. Можно снова взглянуть и под немного другим углом: приписать матери черты идеальной красавицы значит признаться в любви к ней, объявить ее идеалом женщины.
По официальной версии Годо именно ольгиному воспитанию обязан своим богатым внутренним миром, отзывчивостью, чуткостью и простодушным благородством. Известно, что Тэдзука вырос под сильным женским влиянием, нежный мальчик, любивший общество матери. Формирование характера Годо можно поэтому считать в чем-то автобиографичным.
Заткните уши
В одном из томов графического цикла, «Жар-птица. Космос», герой и героиня часть сюжета проводят как влюбленные, а часть – как мать и дитя. Отличие от «Жар-птицы 2772» в том, что Ольга воспитывает Годо с детства, а там влюбленная женщина, Нана, заменяет герою мать, когда он волей высших сил оказывается превращен в младенца. Чтобы лучше о нем заботиться, в итоге она даже теряет человеческий облик и превращается в инопланетную форму жизни). Нана становится из женщины матерью, Ольга делает то же в финале, но сначала из матери становится женщиной.
Дальше я высказываю соображения, которые могут кому-то показаться неуместными и кощунственными; романтикам лучше их не читать.
Итак, у Годо ярко выражено влечение к матери, одна из составляющих эдипова комплекса. Зависимость его от Ольги, не слабеющая с возрастом, совершенно очевидна, а характер влечения становится ясен из их отношений на Зеленой планете. Но и до этого, в середине фильма, дважды происходит невозможное – мать сама предлагает себя сыну в качестве любовницы (разговор после того, как Годо приснился кошмар: «Ольга тебя любит, все для тебя сделает. Этого мало?» и упомянутые выше слова после эпизода с кислотой: «Ольга такая же, как живые девушки»).
Но чувства к матери не зря запретны, она божество, неприкосновенная святыня. Эта сторона образа воплощена в Жар-птице, и мне кажется, что именно поэтому Ольга с ней не взаимодействует. В некотором символическом смысле это не два персонажа, а один, одна и та же функция в разных масштабах: Жар-птица – богиня-мать Вселенной, Ольга – мать Годо в бытовом и духовном плане.
Птица тоже соблазняет героя, на планете кратеров она принимает облик обольстительной женщины, однако стоит Годо к ней приблизиться, как на него обрушивается божественная кара. Причем вместо женской ипостаси Жар-птицы корабль преследует разъяренная мужская. Мне не кажется большой натяжкой предположить, что посягательство на Мать вызвало, вполне по Фрейду, гнев Отца. Конфликт с Отцом, понимаемым метафорически как авторитет, можно в более мягкой форме видеть в ранних сценах, где Годо защищает Ольгу, вступая в спор с представителями власти – с Волканом, а затем с Рокком.
В космической битве с Отцом герой так же бесстрашен, но силы еще более неравны. Святотатство заканчивается поражением и смертью не только его спутников, но, как можно видеть из дальнейшего, и самого Годо. Дело в том, что оказавшись на Зеленой планете, в потустороннем мире (где его не зря встречают умершие зверюшки), он выходит за пределы действия всех запретов и может наконец вступить с Ольгой-Птицей-Матерью в физическую связь.
И совершенно логично, что в финале фильма, на Земле, когда они оба перерождаются и возвращаются в мир живых, табу на кровосмешение опять вступает в силу. Вот почему Годо в итоге получает Ольгу не в любовницы, а снова в матери.
@темы: 2772
ИМХО данная статься раскрывает тему Ольги чуть более чем полностью и спорить тут особо не с чем, но в смысле внутренней сюжетной логики можно уточнить - а как Жар-Птица могла НЕ знать о желаниях Ольги, если она в ней жила и от её лица Годо совращала? (От части в тему про двуединство ЖП и Оли как богини-матери).
Тут ещё риторический и не особо важный, но в силу нашего общего стремления придумать Жар-Птице 2772 что-то вроде лукасовского EU годный вопрос - Оля имеет душу (если я правильно понял, с оглядкой на буддийскую логику таки да и вопрос снят) или Годо был прав и он её теоретически мог реанимировать, т.к. мозг не пострадал?
Но как внутрисюжетное объяснение похоже, что теория двойного назначения Ольги действительно работает...
Все равно всей этой истории не могло быть еще до всякой Ольги, т.к. парень бы говорить не научился и остался дурачком.
...А, и как Жар-птица могла узнать о желаниях Ольги: так она сначала их осуществила (не зная), и только потом в ней жила.
??? Ольга уже на пляже, после того, как Птица её покинула, превращается в тот же горелый остов себя, что и на корабле. И только потом таки в человека. ???